Четыре года работы и четырнадцать лет ожидания
поклонников, кажется, увенчаются логичным итогом. 11 августа Raekwon
выпускает "Only Built 4 Cuban Linx II".
За время работы над проектом от него, как
отработанные ступени космической ракеты были отстрелены продюсеры Dr.
Dre и Busta Rhymes. Но это ничуть не уменьшило интерес к релизу,
который увидит свет 11 августа. Скорее даже наоборот.
Ты же понимаешь, что не избежишь вопроса "Так ли хорош сиквел, как и оригинал?"
Конечно. Но я никогда не пытался бы взять такое название альбома,
если бы не вложил в него такую же энергию, что и в первую часть. Это
важно не только для фанов, но и для меня самого.
Почему вообще понадобилось это возвращение к корням?
Мне все еще нравится такая тематика, да и моим поклонникам, как
выясняется, по-прежнему по душе все эти кокаиновые истории, фразы из
кунг-фу-фильмов, мрачноватый звук. Помню, на первом "Cuban Linx" у меня
было много битов, которые отлеживались по 4-5 лет. Похожая история
получилась с этим альбомом. Но он все равно звучит абсолютно свежо. Я
вижу в этом подтверждение того, что все сделал правильно и снова
получил нечто классическое.
Треки вроде "New Wu" или "Flashback Memory" с The Game впечатляют, но вот "Criminology 2" на мой взгляд уступает оригиналу...
Все не может нравиться всем. Многим нравится этот трек, но я рад,
что ты был честен и признался, что тебе не нравится. Я уважаю твое
мнение, но не настолько, чтобы ради него поступаться своим. Моей
задачей было вернуть ту энергию, тот вайб, ту ауру хип-хопа. Если бы
слышал первой эту песню, возможно все было бы наоборот. В конце концов,
всем не угодишь. Так что я просто пытался напомнить о тех временах,
когда наши тексты действительно рождались на улицах.
Когда мы с Ghostface делали первую часть, то хотели сделать трек, под который люди будут драться в клубах.
Нет, мы не хотели провоцировать насилие, но наверняка ты хоть раз
видел картину, когда началась драка, а музыка все еще звучит? Вот такой
вайб в ней был. И продолжением мы как бы говорим: "эй, готовься, сейчас
начнется..."
Вы делали этот трек с Dr. Dre, каково это было, сотрудничать с таким мастером?
Dre хороший товарищ. С ним встречаешься однажды и тут же чувствуешь
полное взаимопонимание. Он сказал мне, что он здесь ради меня и моего
проекта, и это все, что ты хочешь слышать от такого человека. И любые
деловые отношения после этого остаются немного на заднем плане.
Какое-то время Busta Rhymes считался главным поваром на кухне "Only Built 4 Cuban Linx II"...
Нет, он участвовал в этом как хороший друг, а Busta для меня в
первую очередь друг. Он не приходил ко мне таким бизнесменом "Эй, у нас
контракт, понимаешь?" Когда моей музыке нужны были чьи-то уши, когда я
нуждался в небольшой мотивации, Busta всегда готов был подставить свое
плечо. Именно он представил меня Dre, именно он ввел меня в круг J.
Dilla.
Что касается Dre, всем интересно, попали ли на альбом треки, которые вы делали вместе?
Когда мы только начали работать вместе, сразу договорились об одном:
если этот материал не сработает, то это не станет причиной, чтобы
омрачить нашу дружбу и взаимное уважение. Безотносительно всяких
лейблов и контрактов. Мы выполнили свои обязательства, каждый сделал
свою часть работы. На альбом попадет, быть может, один трек, быть может
два или три. Все будет зависить от моих ощущений, насколько хорошо они
сработают в этой ситуации. В том числе, насколько хорошо они сработают
на мой карман (смеется). Вы же понимаете, что я не прошу Dre сделать
мне биты бесплатно? В общем, мы обговариваем ряд моментов, я бы хотел
видеть на альбоме два трека, которые мне больше всего нравятся.
Первым "Cuban Linx" ты построил схему, по которой впоследствии было
сделано немало кинематографичных альбомов — вспомним Nas "It Was
Written", Jay-Z "Reasonable Doubt" и Notorious B.I.G. "Life After
Death". А не вызвал ли этот альбом рождение каких-то трендов, которые
ты сам считаешь негативными?
Один важный момент обо мне — я не собираюсь никому быть судьей.
Каждый сочиняет то, что считает нужным. И я не собираюсь сидеть тут и
жаловаться, что тот и этот украли мои идеи. Ты делаешь свое, я делаю
свое. Я вижу тех, кто пошел по моим следам, но на мой взгляд, никто так
и не подошел ко мне сколько-то близко. Все о чем мне стоит беспокоиться
— это мой собственный продукт. Потому что, как я уже сказал, ничей рэп
не заставляет меня завидовать. Ты Бургер Кинг, я Макдональдс,
понимаешь? Такие дела.
Последний твой альбом выходил в 2003-м, но ты все равно не сидел
без дела и работал с такими разными людьми, как Doom, Ill Bill, Big
Boi, The Game. С кем еще ты хотел бы записться или может быть уже
сделал это на новом альбоме?
Я работаю с людьми, которых уважаю как личность и чье искусство я
уважаю. И таких достаточно много. Ты не должен быть мультиплатиновым
артистом, чтобы я был твоим поклонником. Ты можешь быть начинающим
артистом, но если ты делаешь круто, я буду иметь с тобой дело.
Прекрасный пример это Nipsey Hussle. Он новичок, но вот однажды его
диск попал в мою машину. Еще хотел бы поработать с кем-то из настоящих
OG, которые в игре очень давно. Это словно выплатить дань уважения
людям, которые делали это до нас. Людям, которых нельзя забывать. Люди
вроде Erick Sermon и Marley Marl, делавших биты к моему альбому; люди,
на которых я рос; люди, делавших и хиты, и классику.
Ты и Ghostface стали возмутителями спокойствия, высказывая
недовольство продакшном, который RZA сделал для альбома "8 Diagrams".
Но после этого он опять работал с твоим проектом. Не было ли в этом
смысле проблем, доволен ли ты его музыкой?
Знаешь, RZA, он как волшебник изумрудного города.
Он даст тебе то, что нравится ему самому, при этом у него имеются не
менее достойные вещи, к которым он не питает такого же восторга,
поскольку они, например, не отражают его роста и развития. И заставить
его достать что-то из этого мешка невозможно, поскольку в последнее
время он привык иметь дело с другим мешком. RZA такой типаж — ты
просишь у него одно, но он дает тебе другое. При этом то, что ты
просишь, у него есть! (смеется)
Funkmaster Flex недавно вспоминал 1995 год, когда ты, Nas и B.I.G.
считались топ-артистами Нью-Йорка. Как раз тогда все чаще стали звучать
слова "король Нью-Йорка", но ты-то единственный из этого трио всегда
вел себя так, словно не участвуешь в подобном соревновании. Почему?
Все это лишь бьющие через край амбиции... Ведь если ты король, то ты
король. А значит не должен об этом говорить, что-то доказывать. Моя
музыка всегда говорила за меня. Королем называться хочет каждый, но я
все еще хочу свободно ходить среди людей, а не выглядить таким "эй, не
прикасайся ко мне"-чуваком. И я не выпускал свое эго из узды просто
потому, что у меня вышел хитовый альбом. Так что я молчаливый король. У
меня может быть одна цепь, хотя у парня рядом их, скажем, тысяча. Но
мне важнее оставаться собой и не отрываться от земли. Впрочем, это не
значит, что я не люблю всякие крутые и дорогие штуки. Но они не
затуманивают мне разум.
К каждому однажды приходит осознание, что его поколение превращается в достояние прошлого. Ты подобного еще не испытывал?
В наши дни хип-хоп был способом показать свой рост и креатив.
Сегодня я больше этого не вижу. Для поклонников рэпа очень большое
значение обрели продажи, но разве дело только в них? Давайте все-таки
говорить о музыке. Каждый не может продавать по 5 миллионов копий,
когда я приходил в игру о таких вещах вообще не особенно принято было
заботиться. Сегодняшние артисты как правило раздуваются от важности,
продав миллион.
Так или иначе, только хорошая музыка выдерживает проверку временем безотносительно продаж.
В точку! Я думаю, это самое важное. Не просто сделать альбом —
сделать такой альбом, который захотят слушать и через десять лет. У
меня однажды это получилось, хотя меньше всего я думал, что столько лет
спустя люди захотят слышать продолжение моей пластинки. Это невероятно,
это удается одному из тысячи, и это большая честь для меня — оказаться
в числе этих немногих.
|